На что влияет частота обновления монитора, как ее поменять, и какая оптимальна

На что влияет частота обновления монитора, как ее поменять, и какая оптимальна

Частота обновления экрана — это характеристика монитора, обозначающая количество кадров, которое он может отобразить за секунду. Измеряется в герцах (Гц), поэтому в простонародье зовется «герцовкой». Зачастую именно этот параметр затрудняет выбор монитора.

На что влияет частота обновления монитора

Движение на мониторе — это иллюзия. На самом деле любой экран показывает череду статичных изображений, которые меняются с высокой скоростью. Мозг «заполняет» паузы между картинками, из-за чего кажется, что изображаемые объекты движутся. Скорость смены отдельных изображений (кадров) — это и есть частота обновления.

Важно: чем выше частота обновления дисплея, тем меньше пауз между кадрами, а значит, тем более плавным кажется движение. Это особенно критично в динамических играх.

Высокая частота обновления сокращает задержки между выводом и показом изображения на экране. Это повышает шансы игроков прицелиться и выстрелить раньше противника, быстрее отреагировать на изменение игровой обстановки.

Разница между мониторами с разной частотой показана на видео:

Однако у высокой частоты есть и недостаток —  мониторы с ней стоят дороже. Именно поэтому пользователям приходится решать, так ли важен этот параметр, стоит ли за него доплачивать.

Частота игровых мониторов

Стандартная «герцовка» большинства мониторов — 60 Гц. Этого хватает, чтобы с комфортом заниматься рабочими задачами, смотреть фильмы и видео. В кино редко когда сменяется больше 24 кадров за секунду, на YouTube до сих пор нечасто встречаются ролики с 60 FPS.

Однако в играх частота смены кадров (те самые FPS — «frame per second») нередко превосходит 60, особенно на мощных компьютерах. Чтобы дисплей был в состоянии отобразить их без пропусков, приводящих к разрывам картинки, требуются экраны с повышенной частотой. Игровыми считаются мониторы от 75 Гц и больше. Самые популярные — 100, 120, 144, 240 Гц. Достигнутый максимум — 360 Гц, однако такая скорость пока избыточна для большинства игр, поскольку видеокарты редко способны выдать настолько впечатляющий FPS.

Частота обновления дисплеев разных типов

То, как быстро могут сменяться кадры на экране, зависит от типа матрицы монитора. Сейчас используются:

  • TN;
  • MVA/VA;
  • IPS.

TN-матрицы самые недорогие. Они способны на максимальную частоту обновления, поэтому их часто используют для киберспортивных игровых мониторов. Однако экраны на их основе не блещут цветопередачей и углами обзора: картинка заметно искажается, стоит посмотреть на нее под углом.

Матрицы MVA/VA более контрастны, у них выше углы обзора, чем у TN. Обычно они немного дороже, а скорость обновления у них меньше, чем у TN, но это зависит от конкретной модели. Такие мониторы считаются не слишком подходящими для динамичных игр, но с неспешными RPG и мультимедийными задачами они справляются отлично.

IPS-матрицы дают наилучшие углы обзора и цветопередачу. Изначально они были самыми медленными, поэтому их использовали для профессиональных задач, у которых нет требования к высокой частоте кадров, однако сейчас такие матрицы разгоняются до самых высоких значений. Но именно здесь заметнее всего правило: чем выше «герцовка», тем дороже монитор.

Совет: если нужна максимальная частота обновления для игр в духе CS:GO и нет планов работать с цветокоррекцией, можно смело брать игровые мониторы с TN-матрицей — можно найти доступные модели даже на 240 Гц и выше. Если же требуется хорошая цветопередача, например, для редактирования видео, фотографий или работы с дизайном, а на игры отводится только час-другой вечером, то лучше купить монитор с IPS-матрицей и частотой 75–144 Гц. А если игры не интересуют вообще, то хватит и 60 Гц.

Частота монитора и время отклика

При покупке монитора важно учитывать не только частоту, но и время отклика матрицы.

Нередко производители указывают, что монитор способен выдать 144 Гц и выше, однако на деле оказывается, что матрица откликается на команды от компьютера достаточно медленно, и пиксели не успевают изменить цвет до появления нового кадра. Это приводит к смазыванию картинки, и высокая «герцовка» не дает заметного эффекта.

Для комфортного просмотра видео и для не слишком динамичных игр время отклика должно быть не ниже 5 мс. Для профессиональных задач оно может составлять 8–10 мс. Чтобы пиксели меняли цвет достаточно быстро и действительно соответствовали высокой частоте обновления, что важно в соревновательных играх или динамичных экшенах, лучше взять монитор с откликом в 1 мс.

Частота обновления монитора, разрешение экрана и мощность компьютера

Самое распространенное разрешение — FullHD, или 1920х1080 пикселей. Часто обозначается как 1080p. Это общепризнанный стандарт. Такие экраны могут иметь любую частоту — даже при 120–180 Гц встречаются достаточно бюджетные модели, да и с более высокой «герцовкой» цена может остаться средней, если в основе лежит TN-матрица.

Чем выше разрешение, тем сильнее влияет на цену увеличение частоты, поскольку усложняется технология производства быстрых матриц.

Так, мониторы с разрешением QuadHD, они же 2К, они же 1440p, 2560х1440 пикселей, имея частоту, скажем, 144 Гц, будут стоить заметно выше FullHD-мониторов с такой же «герцовкой».

Аналогично с разрешением в 3840х2160 пикселей, называемым 4K, либо UltraHD или 2160p: такие экраны с частотой 144 Гц будут еще дороже, чем QuadHD и тем более FullHD.

Чем выше разрешение, тем четче картинка. Однако высокие разрешение и частота увеличивают не только цену монитора, но требования к компьютеру.

Чтобы «железо» выдавало больше 100 FPS, при которых появляется смысл в высокочастотных игровых дисплеях, процессор и видеокарта должны быть достаточно мощными. Например:

  1. Для стабильных 140+ FPS в большинстве игр, для чего подойдут 144-герцевые мониторы, требуются комплектующие на уровне процессора Intel Core i5, например 11600K, и графического ускорителя Nvidia GeForce RTX 3060.
  2. Для раскрытия мониторов с 240 Гц конфигурация должна быть на уровне не ниже Intel Core i7, например 11700K, с видеокартой класса Nvidia GeForce RTX 3070.
  3. Смысл в мониторах с 360 Гц появляется при процессоре Intel Core i9 10900K или 11900K и видеокарте класса Nvidia GeForce RTX 3080.

Эти примеры конфигурации обеспечат достаточные FPS при разрешении FullHD.

Чтобы получить действительно высокий FPS в разрешении 4K, придется устанавливать самое мощное «железо», например, видеокарты Nvidia GeForce RTX 3090 или AMD Radeon RX 6900 XT и процессоры уровня Intel Core i9 или AMD Ryzen 9 5900X, поскольку в большинстве современных ААА-игр очень трудно достичь выше 120 кадров в секунду, а значит, им не нужны мониторы с частотой выше 144 Гц. Исключение — проекты пятилетней давности и более старшие или соревновательные игры с низкими настройками графики.

Как узнать и сменить частоту монитора

Обычно частота дисплея указана в его паспорте. Также ее можно узнать на сайте производителя или в любом интернет-магазине техники, вбив в строку поиска свою модель.

Если сопроводительная документация или инструкция потерялись, частоту можно посмотреть в операционной системе:

  1. В Windows 7 и 8 кликнуть правой кнопкой мыши по рабочему столу, выбрать «Разрешение», затем перейти в «Доп. параметры», и затем — в «Монитор».
  2. В Windows 10 последовательность такая: правый щелчок мышью по рабочему столу — «Параметры экрана» — «Дисплей» — «Доп. параметры» — «Свойства видеоадаптера» — «Монитор».

Эти же пункты меню позволяют изменить частоту. Нужно просто выбрать из списка нужное значение и нажать «Применить».

Внимание: обычно Windows автоматически устанавливает наибольшую возможную «герцовку», однако если доподлинно известно, что монитор рассчитан на более высокую частоту, чем можно выбрать в настройках, значит, есть проблемы.

Обычно вопрос решается установкой свежего драйвера для видеокарты или полной его переустановкой.

Другой способ решения — проверить, по какому кабелю монитор подключен к видеокарте. Возможно, используется кабель, пропускная способность которого недостаточна — тогда придется заменить его более подходящим. Например, такая проблема случается при подключении по HDMI первых поколений. Чтобы получить доступ к максимальным разрешению и частоте, придется подключить монитор по HDMI 2.0 или 2.1 либо через DisplayPort. Главное, чтобы на видеокарте и мониторе были соответствующие порты.

Третье объяснение — видеокарта устарела и не поддерживает высокую частоту обновления монитора в максимальном разрешении, либо вместо дискретной видеокарты используется встроенная графика процессора. Единственный выход здесь — апгрейд компьютера.

Оптимальная частота обновления экрана монитора для глаз

Глаза устают тем сильнее, чем заметнее мерцает картинка.

Частота обновления (развертки) экрана была предельно важна во времена толстых ЭЛТ-мониторов. Тогда изображение формировалось электронно-лучевыми трубками в кинескопах, которые испускали пучки электронов на внутреннюю поверхность экрана с пикселями из люминофора. Лучи пробегали сверху вниз по всем пикселям, под действием электронов люминофор загорался, но быстро гас, поэтому изображение мерцало. Чем выше была скорость обновления, тем визуально меньшим было мерцание. Работать за экранами с частотой ниже 60 Гц было очень некомфортно, глаза быстро уставали, приходилось делать перерывы, чтобы зрение не портилось. Дискомфорт уменьшался при частоте развертки от 85–100 Гц.

Сейчас мониторы построены по другому принципу: позади матрицы с пикселями находится подсветка, которая горит ровным светом. Есть экраны, в которых собственный свет испускает каждый пиксель. Современные мониторы не мерцают, особенно при наличии технологии Flicker-Free, которая сводит любое мерцание к минимуму. Поэтому при статичном изображении (и правильно подобранных яркости монитора и освещении в комнате) на глаза нет плохого влияния, и зачастую достаточно стандартных 60 Гц.

Однако чувствительность глаз у всех разная. Эксперименты показывают, что при обостренном внимании и тренировках глаз способен воспринять частоту обновления кадров до 1000 Гц. Это повышает смысл приобретения высокочастотных мониторов для людей с высокой чувствительностью, которым дискомфорт доставляет достаточно неторопливая по их меркам смена кадров в 60 Гц.

Здесь можно возразить, вспомнив кино, ведь в фильмах за секунду обычно сменяется не больше 24 кадров. Однако это объясняется тем, что во времена зарождения кинематографа именно такая частота была признана оптимальной для того, чтобы мозг воспринимал смену изображений достаточно плавно, и для того, чтобы затраты на кинопленку были не слишком высокими, ведь чем больше кадров, тем дороже пленка. Затем это стало традицией. К тому же в кинематографе дополнительное сглаживание достигается игрой с фокусом и смазыванием быстро движущихся предметов.

Заключение

Таким образом, при выборе частоты монитора лучше руководствоваться:

  • целями приобретения;
  • конфигурацией компьютера;
  • бюджетом;
  • индивидуальной чувствительностью.

Вывод такой: для работы с текстами, таблицами, неспешной обработки графики и простых игр достаточно мониторов с частотой 60–75 Гц. Для универсальных компьютеров, динамичных фильмов и быстрых игр больше подойдут мониторы с частотой 120–144 Гц. Для киберспортсменов, чутких к малейшему изменению в игре, которым важна каждая милисекунда, пригодятся мониторы в 180–240 и более Гц.

И главное, чтобы выбранная частота поддерживалась «железом».

    TopExp