Частота обновления экрана телевизоров, рекламные трюки и честные герцы

Частота обновления экрана телевизоров, рекламные трюки и честные герцы

Купить хороший телевизор – задача не из легких. Производители предлагают устройства с разными техническими характеристиками, которые нередко добавлены ради прибыли. Часто бренды стремятся не столько информировать покупателей, сколько привлечь маркетинговыми уловками. Один из наиболее ярких примеров такого подхода – частота обновления экрана телевизора. Это важнейший параметр, который стоит учитывать при выборе, при этом характеристика, обросшая мифами и не самая простая для понимания.

Вообще покупать телевизор сейчас стоит в диапазоне частоты от 60 до 200 герц. В статье кратко, но подробно объясняется почему.

Что такое частота обновления

Как известно, видео состоит из большого количества статических картинок. Чтобы человек воспринимал смену набора изображений как движение, необходима определенная скорость демонстрации. Минимальное значение – 16.

В кинематографе надолго закрепилось устойчивое количество кадров в секунду – 24. Минутный расход кинопленки при такой частоте, приятной для глаза, равнялся 30 ярдам. Это упрощало технические расчеты, бухгалтерию и позволяло существенно экономить.

Матрица современного телевизора, не принципиально: LSD, LED или OLED–панели, состоит из нескольких миллионов точек, каждая из которых способна, преломляя свет, воспроизводить произвольный цвет. Именно от быстроты работы этих пикселей зависит, как часто способен телевизор воспроизводить и менять кадры. Большинство современных моделей умеют обновлять картинку от 30 до 60 раз в секунду. Реже встречаются 120, 144 и 200-герцевые.

Сама видеозапись имеет аналогичную характеристику. Большинство видеокамер действуют как фотоаппарат: просто непрерывно делают фотографии. И частота в подавляющем большинстве случаев всего 30 кадров в секунду. Реже встречается 60-кадровый контент и устройства, способные так снимать, все еще дороги и мало распространены.

Как воспринимается частота

Теперь от теории можно переходить к практическим выводам. Что дает более высокая частота видеозаписи и воспроизведения? Увеличение плавности и четкости! В 60-герцевом видеоряде нет замирания картинки, так называемых микрофризов, более детально прорисовываются фон и отдельные предметы. Но в чистом виде такой результат будет получен, только когда и запись велась, и воспроизведение происходит на соответствующей частоте!

Если камера не способна превысить предел в 30 кадров, даже 200-герцевый монитор кардинально не улучшит ситуацию. То же можно сказать и об обратной ситуации: ультрапрофессиональная видеофиксация, ведущаяся запись со скоростью  1000 кадров в секунду (такая техника есть!), будет отображаться телевизором на 30 герцах, как самое обычное, не слишком качественное видео.

Какая частота лучше

С одной стороны, чем выше скорость обновления экрана, тем приятнее должен быть видеоряд. Но с другой – если учесть малое количество видеоконтента, записываемого на скорости даже в 60 герц, однозначность выводов можно поставить под вопрос.

Например, телекомпании, видеостудии и даже крупные производители фильмов никогда не превышают этого лимита. И дело не только в дороговизне оборудования, размере конечного файла, времени монтажа и постобработки. На первый план, как это ни странно, выходят причины из области психологии!

Все дело в восприятии. Человеческое зрение работает совсем по-другому, не как видеокамера. Каждая клетка в глазу и нервной системе – это маленький компьютер, способный анализировать поступающую информацию. Кроме того, органы зрения постоянно двигаются, мышцы, обеспечивающие эти смещения, непрерывно вибрируют в микроскопическом диапазоне, а внутри глаз колеблется гелеобразное стекловидное тело. Психика адаптировалась к несовершенным условиям наблюдения и лучше всего работает при наличии привычного визуального шума. Колебания происходят примерно на частоте 80 герц и служат источником дополнительных данных, позволяя мозгу буквально удваивать разрешение окружающего.

Поэтому сигнал, превосходящий половину этого значения, дает избыток информации. Видеоряд начинает выглядеть неестественно, причем настолько, что специалисты кинопродакшена и киноманы в таких случаях даже используют определение «фальшивый». Оптимальной величиной считается диапазон от 40 до 50 герц. Оставаясь в границах 24–30 кадров в секунду, видео уже способно насытить мозг визуальным содержимым, но еще не ощущается как слайд-шоу. Фильм или ролик получаются ограниченного формата или, говоря художественным языком, оставляют впечатление недосказанности, сказочности происходящего.

Что купить для просмотра фильмов и телепередач

Учитывая почти полное отсутствие кино и телеконтента с частотой выше 60 герц, приобретение телевизора с большей «герцовкой» нецелесообразно. Против дорогостоящей покупки говорит и приторная плавность в роликах, демонстрируемых 120 и 200-герцевыми устройствами, и возникающее чувство дискомфорта при просмотре.

Существует лишь одна причина, заставляющая отдать предпочтение таким дорогим моделям – решение использовать телевизор в качестве игрового монитора. Тем, кто не увлекается компьютерными играми, стоит обратить внимание на другие важные характеристики: например, высокое разрешение, более совершенный тип матрицы, гарантирующей лучшие цветопередачу и яркость, дополнительные модули и технологии, повышающие чистоту и четкость видео.

Не интересующиеся видеоиграми читатели могут сразу перейти к разделам в конце, где идет речь о 3D-возможностях, рекламной природе высоких герц, и объясняется, как узнать частоту обновления экрана телевизора. Следующий же раздел статьи будет интересен геймерам.

Телевизоры для игр и не только

Любителям компьютерных игр хорошо известна такая характеристика, как FPS. Это те же привычные кадры в секунду, но воспроизводимые игровой приставкой или компьютером. Здесь значения давно перевалили за сотню и продолжают расти.

Совместная работа мощных процессора и видеокарты генерирует до 500 и более кадров в секунду. И это не бесполезный расход ресурсов: от количества подготовленных изображений напрямую зависит успех игрового поединка.

Чем больше FPS, тем актуальнее набор изображений, облегчающий ориентировку в происходящем, даже если монитор за секунду способен отобразить всего 30 кадров. В игровой сцене любая дополнительная информация уже не воспринимается как избыточная, наоборот – ценится каждая дополнительная крупица! Более того, некоторые игровые механики зависят от FPS напрямую. Персонаж пропорционально быстрее выполняет важные действия при росте этого параметра. То есть, например, быстрее вытаскивает и перезаряжает оружие, открывает элементы интерфейса и отдает команды.

Очевидно, что в данном случае можно купить телевизор, поддерживающий частоту от 120 герц.

Чем еще интересны высокие «герцовки»

Гейминг – не единственный повод приобрести производительный телевизор. Хотя 3D-видеоформат и потерял былую популярность, как дополнительную опцию, вносящую разнообразие в просмотр кино, стереорежим никто не отменял.

Погрузиться в трехмерность позволяют большие герцы, причем в удвоенном количестве: такой видеоряд воспроизводится сразу по двум каналам. Чтобы частота трансляции равнялась 60 кадрам в секунду, нужен телевизор, способный отображать 120. Как правило, техника для демонстрации 3D имеет на корпусе соответствующую наклейку. Эта способность подтверждается в паспорте и сопровождается тематическими инструкциями.

Как производители «изобретают» частоту

Способов добиться показа большого количества кадров в секунду придумано немало, но еще шире распространено маркетинговое подкручивание этой величины, которого добиваются не реальными техническими приемами, а просто изменяя методику подсчета.

Например, на прилавках все еще можно встретить модели с частотой отображения якобы равной 400, 600, а иногда и нескольким тысячам герц! И это завуалированный обман: за большими числами скрывается не частота развертки, а придуманный в рекламных целях «индекс», выведенный путем умножения реального значения на какой-нибудь коэффициент «прорывной инновации». Это могут быть частота мерцания светодиодов подсветки или просто дублируемые кадры.

Взять довольно распространенную технологию BFI – вставку черного кадра, когда между одинаковыми кадрами просто помещается еще один, полностью черный. С одной стороны, метод снижает размытость в динамических сценах, с другой – позволяет написать на коробке вдвое-втрое больший показатель частоты.

Существует и бюджетный вариант – BLS, или в расшифровке «сканирующая подсветка». Здесь происходит обычное отключение подсветки между кадрами, что тоже переводится маркетологами в килогерцы.

Реальной прибавки частоты все эти технологии не дают! Зато хитрость первое время вызывала очень значительный рост продаж. Бум вскоре закончился провалом, когда покупатели осознали обман. В настоящий момент такие модели продаются под куда более скромными ценниками и безо всякой помпы, а вот от псевдоэкспертов все еще можно получить «ценный» совет.

Тем не менее, «честные» телевизоры существуют. Реальные частоты в таких моделях обычно не превосходят 120 герц, а прибавка дополнительных кадров получается путем самостоятельного создания промежуточных – на базе алгоритма технологии MEMC («Оценка и компенсация движения»). Электроника при этом почти всегда работает корректно, но при возникновении ошибок возникают артефакты и происходит временное ухудшение картинки. Поэтому функция хороша только как опция, которую при желании можно отключить.

Как узнать частоту обновления экрана телевизора

Чтобы наверняка разобраться в технических характеристиках устройства, лучше всего обратиться к паспорту. Искомая информация, как правило, находится на первых страницах. Там указываются не только «герцовка», но также тип и разрешение матрицы, параметры подсветки, перечисляются интерфейсы, слоты для карт расширения, технологии построения и улучшения изображения и многое другое.

Если продавец не спешит предоставлять документацию, можно найти количество кадров на шильдике, который обычно размещают на задней стенке, или включить телевизор и зайти в раздел меню, посвященный технической информации.

    TopExp